НВОНР – это сокращение от накопления и воспроизведения образно-наглядной речи. Это методика работы с детьми, нацеленная на развитие речи и формирование навыка самостоятельного образно-наглядного мышления. Она используется в логопедии и общепедагогическом процессе для коррекции и развития речи у детей с нарушениями.
Основной принцип НВОНР состоит в том, что развитие речи и мышления идут параллельно. Через образно-наглядное мышление ребенок создает образы объектов, явлений и событий, а затем передает их в речевую форму. Это позволяет активизировать работу не только речевых, но и мыслительных процессов у ребенка, способствует развитию воображения и фантазии.
Целью НВОНР является создание условий для развития речи и мышления у детей с нарушениями, обеспечение наглядности и эффективности усвоения материала, активизация мыслительной и речевой деятельности, развитие лексического запаса и грамматических навыков, а также улучшение понимания текста и способности выражать свои мысли.
Одним из основных понятий НВОНР является образно-наглядная модель. Это визуальное представление объекта или концепта, которое помогает ребенку в понимании, запоминании и усвоении информации. Образно-наглядные модели могут быть представлены в различных форматах: картинки, рисунки, диаграммы, схемы, модели и т.д.
В работе с детьми, использующей НВОНР, большое значение имеет выбор правильных материалов и методов обучения. Логопед должен учесть возраст, уровень развития и особенности каждого ребенка, чтобы создать комфортные условия для его развития. Постепенно увеличивая сложность материала, логопед помогает ребенку расширять свой кругозор и речевые возможности.
Основные понятия НВОНР в логопедии
НВОНР — это сокращенное название для такого явления в логопедии, как нарушения высших общих нервных функций.
|
|
Раннее выявление и комплексное логопедическое вмешательство помогают успешно корректировать данные нарушения и обеспечивать развитие речи и коммуникативных навыков у детей с НВОНР.
Что такое НВОНР?
НВОНР (негативно-возмущенное общение нарушенными родителями) — это методика работы с детьми, имеющими нарушения речи и/или общения, основанная на негативно-возмущенном общении между логопедом и родителями.
Основные принципы НВОНР основаны на активном вовлечении родителей в процесс работы по улучшению развития речи и коммуникации у своего ребенка. Логопед выступает в роли наставника и помощника, который обучает родителей специальным методикам и приемам, позволяющим развить навыки общения у ребенка.
Преимущества НВОНР:
- Вовлечение родителей в процесс работы с ребенком, что способствует активному обучению и пониманию основных принципов развития речи и коммуникации.
- Составление индивидуальной программы развития для каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
- Развитие навыков речи и коммуникации не только во время занятий с логопедом, но и в повседневных ситуациях.
- Повышение мотивации и интереса ребенка к развитию собственной речи.
- Улучшение общего развития и знания родителей о речевых нарушениях и способах их коррекции.
Причины и особенности НВОНР
Нарушения восприятия, обработки, понимания и проговаривания речи (НВОНР) встречаются у разных детей и могут иметь различные причины. Основными причинами НВОНР являются:
- Органические поражения центральной нервной системы, такие как детский церебральный паралич.
- Задержка психомоторного развития.
- Наследственная предрасположенность.
- Нерациональное воспитание и обучение.
- Социокультурные факторы, такие как недостаток коммуникации в семье или недостаточное количество речи в окружающей среде ребенка.
Что касается особенностей НВОНР, можно выделить следующие:
- НВОНР может проявляться в разных видах нарушений речи: дизартрии (нарушение артикуляции), афазии (нарушение понимания и выражения речи), дистрактном неврозе (нарушение концентрации и внимания).
- НВОНР может быть выражен как в слабослышащем, так и в глухомутом детском возрасте.
- НВОНР может сопровождаться дополнительными проблемами, такими как нарушение общего развития, нарушение моторики, нарушение зрительной функции и т.д.
У каждого ребенка с НВОНР могут быть свои индивидуальные особенности и характеристики нарушений. Поэтому в работе с такими детьми важно учитывать их индивидуальные потребности и особенности, а также применять различные методики речевой терапии, направленные на коррекцию и развитие речевых навыков.
Принципы и цели НВОНР
Методика невербального обучения чтению и письму (НВОНР) основана на ряде принципов, соблюдение которых позволяет достичь максимальных результатов:
- Индивидуальный подход: каждому ребенку предоставляется индивидуальная программа обучения, учитывающая его специфические особенности и потребности в развитии навыков чтения и письма.
- Мультисенсорное обучение: в процессе обучения используются различные каналы восприятия, такие как зрение, слух, тактильные ощущения и двигательная активность. Это помогает закрепить полученные знания и увеличить эффективность обучения.
- Систематичность и поэтапность: обучение проводится поэтапно, начиная с простых навыков и постепенно переходя к более сложным. Каждый этап строится на основе уже освоенных навыков.
- Игровой подход: обучение организуется в форме игры, чтобы вовлечь ребенка в процесс и сделать его более увлекательным и интересным.
- Фиксация успехов: каждый успешно выполненный уровень обязательно фиксируется, что помогает мотивировать ребенка и поддерживать его интерес к обучению.
Основной целью НВОНР является развитие навыков чтения и письма у детей с нарушениями речи и обучение их с использованием невербальных методик. В ходе обучения ребенок учится распознавать звуки речи, связывать их с буквами и словами, а также писать и читать простые тексты.
НВОНР позволяет детям с нарушениями речи преодолеть трудности и отставание в развитии навыков чтения и письма, улучшить понимание прочитанного и выразительность речи, а также повысить уровень общей коммуникативной компетенции.
Вопрос-ответ
Что означает аббревиатура НВОНР?
Аббревиатура НВОНР означает «неизолированное варьирование нормы речевого развития». Это понятие в логопедии используется для описания случаев, когда у ребенка наблюдаются особенности в речевом развитии, которые не являются патологией, но отличаются от типичного для его возраста.
Какие методики используются при работе с детьми с НВОНР?
При работе с детьми с НВОНР используются различные методики, которые направлены на развитие речи и коммуникационных навыков у ребенка. Некоторые из них включают игровой подход, использование понятных образов и символов, сенсорные игры и многое другое. Важно выбирать методики, которые подходят конкретному ребенку, учитывая его индивидуальные особенности и потребности.