Введение
Древняя Русь имеет богатое литературное наследие, которое знакомит с историей и культурой нашей страны. Одним из важных разделов литературного наследия Руси является древнерусская литература. Учебная программа по литературе для 6 класса включает в себя изучение этого периода литературы и знакомство с его основными произведениями.
В ходе изучения древнерусской литературы, ученики познакомятся с русскими писцами, которые в своих произведениях описывали исторические события, религиозные мотивы, быт и обычаи того времени. Они узнают о том, как формировались и развивались литературные жанры, такие как летописи, сказания и жития святых.
Важно отметить, что изучение древнерусской литературы помогает ученикам более глубоко понять историческое прошлое России, узнать о вкладе писателей и ученых того времени в развитие духовной культуры нашей страны.
Целью изучения древнерусской литературы в школьной программе является формирование у учащихся ценностного отношения к русской истории и культуре, развитие эстетического вкуса и понимания красоты древних произведений.
- Конспект по литературе 6 класс: древнерусская литература
- Тематика и особенности
- Тематика
- Особенности
- Главные произведения
- Значение в школьной программе
- Вопрос-ответ
- Какая программа включает в себя древнерусскую литературу в 6 классе?
- Что входит в древнерусскую литературу?
- Какие произведения древнерусской литературы можно изучить в 6 классе?
- Для чего изучают древнерусскую литературу в 6 классе?
Конспект по литературе 6 класс: древнерусская литература
Древнерусская литература — это литература, созданная в древней Руси (9 — 15 века), на территории современной России, Украины и Беларуси. Она является одной из основных составляющих русской культуры и частью национального наследия.
Древнерусская литература можно разделить на следующие жанры:
- Эпическая литература
- Былины
- Сказания
Эпическая литература — это произведения, описывающие исторические события, героические подвиги и легенды. Былины — это особый вид эпической литературы, посвященный героям-воинам Древней Руси, таким как Илья Муромец и Добрыня Никитич. Сказания — это произведения, основанные на древних легендах и мифах, в которых рассказывается о богах, полудушах и других мистических существах.
Одним из важнейших произведений древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве». Это эпическая поэма, написанная в 12 веке и описывающая поход князя Игоря Святославича против половцев. «Слово о полку Игореве» считается вершиной древнерусской литературы и одним из величайших произведений мировой литературы.
Жанр | Примеры произведений |
---|---|
Эпическая литература | «Слово о полку Игореве» |
Былины | «Илья Муромец», «Добрыня Никитич» |
Сказания | «Легенда о Горе-Злыдне», «Слово о вещем Олеге» |
Ознакомление с древнерусской литературой помогает ученикам лучше познакомиться с историей и культурой своей страны, а также развивает интерес к чтению и литературе в целом. Также она вносит важный вклад в формирование национального самосознания и ощущения принадлежности к русскому народу.
Тематика и особенности
Древнерусская литература, возникшая в древней Руси, представляет собой ценный источник информации о той эпохе. Она имеет свою уникальную тематику и особенности, которые отражают дух и культуру русского народа того времени.
Тематика
Основная тематика древнерусской литературы была религиозной. Главными темами произведений были поклоны перед Богом, молитвы и богослужения. Авторы выражали свою веру и поклонение великим силам, а также отражали уникальность духовного мира народа.
Кроме религиозной тематики, древнерусская литература также включала в себя произведения, посвященные истории Руси, ее лидерам и событиям. Это помогало сохранять память о важных исторических событиях и о подвигах предков.
Особенности
Важной особенностью древнерусской литературы является использование стиховой формы. Произведения часто написаны в форме песен и поэм, что позволяло передавать информацию с помощью музыкального и ритмичного сочетания слов. Это помогало запоминать и передавать стихи из поколения в поколение.
Другой особенностью древнерусской литературы является использование образов, символов и сказочных элементов. Авторы умело применяли эти приемы для передачи сложных идей и эмоций. Некоторые произведения содержат мифологические элементы, которые отражают древнерусские представления о мире.
Произведение | Автор |
---|---|
«Слово о полку Игореве» | Неизвестен |
«Сказание о мамаевом побоище» | Неизвестен |
«Повести временных лет» | Неизвестен |
Древнерусская литература является ценным источником для изучения истории и культуры Руси. Она позволяет проникнуть в мир древнерусского народа и понять его уникальные представления о мире.
Главные произведения
В древнерусской литературе 6 класса мы изучаем следующие главные произведения:
- Слово о полку Игореве — эпическое произведение, которое повествует о походе князя Игоря Святославича против половцев в XII веке.
- Сказание о Мамаевом побоище — эпическое произведение, которое описывает события ХVI века, связанные с осадой кремля в Москве.
- Летопись — сборник событий, происходивших в древней Руси. Включает в себя такие произведения, как «Повесть временных лет», «Новгородская первая летопись», «Соловецкая летопись» и др.
- Божественная комедия — произведение Данте Алигьери, в котором описывается путешествие по преисподней.
Каждое из этих произведений имеет свою уникальность и способствует лучшему пониманию древнерусской литературы. Они также отражают исторические события и культурные особенности того времени.
Значение в школьной программе
Изучение древнерусской литературы имеет большое значение в школьной программе по нескольким причинам:
- Историческая ценность: древнерусская литература является одним из главных источников информации о жизни и культуре наших предков. Она позволяет узнать о повседневности, религии, мировоззрении и общественных ценностях древних русских.
- Литературная ценность: произведения древнерусской литературы представляют собой великое достояние мировой литературы. Они отличаются оригинальностью и богатством выражения, а также являются образцом художественной мастерской.
- Формирование языковой компетенции: изучение древнерусской литературы позволяет понять историю развития русского языка, улучшить навыки чтения и понимания текстов, расширить словарный запас и улучшить навыки письма.
- Эстетическое восприятие: произведения древнерусской литературы могут привлечь внимание учеников своей красотой, глубиной мысли и мудростью. Они способны развить эстетическое восприятие и эмоциональный отклик.
В рамках изучения древнерусской литературы ученики знакомятся с такими великими произведениями, как «Слово о полку Игореве», «Слово о законе и благодати», «Житие святителя Алексия» и другими. Они обсуждают темы, основные идеи и художественные особенности этих произведений, а также изучают исторический и культурный контекст их создания.
Изучение древнерусской литературы помогает ученикам лучше понять и уважать свою культуру и национальное наследие. Это также способствует развитию общих коммуникативных навыков, аналитического мышления и критического анализа текстов.
В итоге, знание и понимание древнерусской литературы позволяет учащимся более полно раскрыть свой интеллектуальный, эмоциональный и духовный потенциал, а также увидеть своё место в истории и культуре своего народа.
Вопрос-ответ
Какая программа включает в себя древнерусскую литературу в 6 классе?
Древнерусская литература входит в программу учебного предмета «Литература» для 6 класса общеобразовательных школ.
Что входит в древнерусскую литературу?
Древнерусская литература включает в себя памятники письменной культуры, созданные на территории Древней Руси с IX по XV век.
Какие произведения древнерусской литературы можно изучить в 6 классе?
В 6 классе школьной программы по литературе включены произведения древнерусской литературы, такие как «Слово о полку Игореве» и «Слово о плъку Игореве».
Для чего изучают древнерусскую литературу в 6 классе?
Изучение древнерусской литературы в 6 классе позволяет познакомиться с культурой и историей Древней Руси, развивает навыки чтения, анализа и интерпретации текстов, а также способствует формированию эстетического вкуса у учащихся.